Turbo-st-spb Оказывает услуги по ремонту турбин и турбокомпрессоров!

Замена картриджа турбины


Одной из стандартных и широко распространённых ремонтных операций с турбиной является замена картриджа. Картридж представляет собой фактически целый турбокомпрессор в сборе, за исключением корпусов турбины и компрессора; это функциональный сбалансированный вращающийся агрегат из колеса турбины, вала, корпуса подшипников и колеса компрессора (см. рисунок). Поскольку изначально, при сборке у производителя, картридж турбины сбалансирован, то при установке его взамен старого, балансировка не является необходимостью. Замена картриджа в процессе ремонта в обязательном порядке требует аккуратности, чистоты, и точности при сборке.

картридж турбины в разрезе

Сам процесс замены начинается с демонтажа турбины. Обязательно нужно отсоединить маслопровод, маслоотвод, водяное охлаждение, и сохранить для последующего использования прокладки с этих трубок (если не заменяются прокладки одновременно с картриджем). Важно запомнить точную ориентацию труб в сборе, чтобы при сборке и установке турбины с новым картриджем воспроизвести её. После этого отсоединяются патрубки всасывания и нагнетания на компрессоре. Затем отсоединяют рычаг вейстгейта, опять же, запоминают точную его ориентацию, для последующей сборки.

Далее, перед отсоединением корпусов турбины и компрессора, нужно обозначить, как они расположены относительно друг друга, чтобы воспроизвести это расположение при сборке. Для того, чтобы снять корпуса, нужно отвинтить удерживающие их болты, и аккуратно поработать киянкой. Снимать корпус компрессора нужно очень осторожно, чтобы не повредить внутреннюю поверхность всасывания. Как вариант, для этого используются пружинные клещи, а поверхность для защиты обёртывается куском материи. Также пружинные клещи используются для того, чтобы сжать (для последующего снятия) пружинное стопорное кольцо, удерживающее корпус компрессора. Эта операция может занять немало времени, так как кольцо может быть покрыто ржавчиной, и когда оно снято наконец – остаётся постучать киянкой, вплоть до отсоединения корпуса.

Когда корпуса сняты, стоит внимательно осмотреть их внутреннюю поверхность, а равно лопасти турбины и компрессора. Если на них есть повреждения и следы соударений (царапины, кусочки металла) – то, к сожалению, замена картриджа не особенно поможет вашей турбине, так как внутренний диаметр корпуса (корпусов) уже нарушен, и паспортного значения буста турбина уже не выдаст в любом случае. Если же в корпусах, и на лопастях колёс повреждений нет – вы вправе ожидать от замены картриджа турбины неплохих результатов.

Перед сборкой турбины с новым картриджем, корпуса следует очистить в горячем растворителе, или в каустической ванне (желательно проследить, чтобы туда не попали, вместе с корпусом, никакие прокладки – иначе попрощаетесь с ними). Внутренние поверхности корпусов должны быть идеально чистыми. При сборке следует стремиться соблюсти первоначальное расположение корпусов. До того, как устанавливать собранную турбину с новым картриджем на двигатель, нужно вручную провернуть колесо турбины, чтобы убедиться, что она вращается свободно. Если чувствуется какое-либо трение или заедание – турбокомпрессор собран неправильно, и его нужно пересобирать. Когда достигнуто свободное вращение турбины – её можно устанавливать обратно на двигатель.

Присоединяя к турбокомпрессору вейстгейт и трубопроводы, не стоит забывать, что у многих производителей в комплект картриджа входят новые прокладки, и их вполне можно использовать вместо старых. При установке турбины на двигатель, возможно, будет необходимо повернуть корпуса в какую-либо сторону, это можно сделать, сжав пружинное стопорное кольцо.

Если бюджет позволяет, вместе с картриджем стоит также заменить трубки маслопровода – обычно, они стоят недорого, а после замены вы можете быть на 100% уверены, что смазка подшипников и центрального корпуса в полном порядке. Масляный фильтр и маслопровод должны быть заполненными смазочным маслом до подсоединения маслопровода к турбокомпрессору. После подсоединения, нужно сделать несколько оборотов двигателя, предварительно отключив зажигание. В результате давление масла в системе вырастет до нормального уровня, что предотвратит «сухой» старт турбины, и возможные отрицательные последствия от него.

Последнее, что нужно сделать после установки турбины с заменённым картриджем – это запустить двигатель, и дать ему поработать около 5 минут на холостом ходу, а после этого проверить маслопровод и водяное охлаждение на предмет утечек. Если всё нормально – турбина готова к полноценной эксплуатации.